Влияние музыки на человека, а именно влияние музыки на психику было замечено еще в доисторические времена, когда ее использовали для сопровождения сакральных церемоний и шаманских врачеваний. Музыка сопровождает сейчас многие сферы деятельности человека и оказывает свое влияние на их продуктивность и общее эмоциональное состояние. Важным моментом является сочетание определенных музыкальных ритмов с тем, чем именно занят человек и какого результата хочет добиться. Простые примеры из жизни каждого дают понимание о том, что релаксирующая спокойная музыка помогает снять раздражительность и уснуть, а бодрая способна активизировать силы организма и являться вдохновляющим фактором при тяжелой физической работе или спортивных нагрузках. Но также музыка может сбивать с мысли и отвлекать, погружать в негативные эмоциональные состояния и поднимать давние травматические события прошлого, делая их актуальными в восприятии.
Влияние музыки на мозг более всего изучено на примерах классических произведений, среди самых ярких замеченных эффектов находятся снижение головной боли, улучшение памяти, избавление от бессонницы и расстройств депрессивного спектра. Отдельного внимания заслуживает разделение влияния различных музыкальных жанров не только на человеческую психику и физическое состояние, но также на процессы развития (актуально это для большинства живых организмов, а не только человека).
Помимо подобных общих исследований следует помнить о национальных и культуральных особенностях, ведь произведение, имеющее национальный или культурный характер будет очень питательным и благоприятным для психики представителя данной группы или религиозной направленности, тогда как для представителей других культур чужая музыка может иметь негативное воздействие. Постоянное прослушивание чужой музыки может приводить к развитию серьезных психологических отклонений, тогда как прослушивание собственной этнической музыки способно развеивать подобные нарушения.
Как музыка влияет на человека
Имеет влияние не только жанр и этническая принадлежность, ритм и громкость, а также музыкальные инструменты, участвующие в исполнении произведения. Из практики музыкальных исследований было выявлено, что произведение, сыгранное на скрипке, вызывало у человека головную боль и приступы тошноты, тогда как исполнение на барабанах вселяло радость и энергию, нормализуя ход внутренних процессов организма. Сюда же стоит отнести влияние музыки на нейроэндокринную функцию, когда звучание некоторых инструментов (пианино) очищает щитовидную железу, стимулирует мозговую активность.
Влияние музыки на психику было замечено и используется сейчас даже в сфере маркетинга и продажи: для того, чтобы покупатели быстрее совершали покупки, ставят динамичную и бодрую музыку, а чтобы дольше засиживались в ресторанах – медленную и расслабляющую. Невольно ритмы человеческого организма подстраиваются под ритмы звучащей мелодии. Замедляется или ускоряется частота сердечных сокращений, дыхания, резкость движений, скорость принятия решений и яркость испытываемых эмоций.
Музыка способна влиять на настроение человека и его здоровье – еще в древности при помощи музыки лечили и считали это воздействием духов, которые приходят на зов инструмента и помогает страждущему. Сейчас это называется музыкотерапией, где проводились исследования влияния частот и вибраций непосредственно на ткани организма и психику.
Музыка своим воздействием охватывает полностью все существо человека, невозможно выделить какую-то отдельную систему или эмоцию, а остальные убрать от влияния звуков и вибраций (сюда относятся обменные процессы и интеллектуальный уровень, количество ошибок в работе и координация движений).
Разноплановость воздействия обусловлено тем, что влияние музыки на мозг огромно, а отсюда и на все остальные процессы, подчиняющиеся ему. Не стоит полагать, что все воздействия позитивны, поскольку, как и любое сильнодействующее вещество, музыка способна нанести и вред. При несоответствии ее вибраций происходит разрушение тканей организма, может вызываться мышечное напряжение и боли. В случае совпадения ритма и частот музыки с частотами работы мозга возможно возникновение психических отклонений (маниакальные состояния и психотические видения), но и без совпадения частот минорные мотивы способны вызвать депрессию или усугубить имеющуюся вплоть до суицидальных попыток. Фоновая музыка, столь распространенная не только в общественных местах, но и дома, воспринимается мозгом как шумовые эффекты и лишние раздражители, что перегружает нервную систему.
Музыка схожа по своему воздействию на человека с любым химическим веществом, должная дозировка и своевременный прием которого может, как спасти, так и убить. Аналогия настолько актуальна, что охватывает даже сферу зависимостей. Поскольку существуют определенные музыкальные наркотики, оказывающие воздействие на психику, сравнимое с химическими препаратами. Умелое использование силы музыки способно наладить межполушарные связи (если настроить подаваемый звук в одна ухо на частоту 150Гц, а в другое на 157Гц), что обеспечивает их синхронизацию. В неумелых руках, музыка приводит к деградации, снижению реакций и уровня интеллекта (особенно это касается длительного прослушивания однотипной музыки).
Влияние музыки на здоровье человека
Здоровье человека имеет зависимость от музыкального воздействия, объясняющуюся, прежде всего тем, что любая музыка или ритм синхронизирует работу органов и систем. Делается это в сторону улучшения или нарушения баланса – вопрос подбора произведения, но факт чувствительности физического тела к воздействию волн различной частоты и вхождения с ними в резонанс, от чего перестаиваются ритмы работы организма, является неоспоримым.
Влияние музыки на нейроэндокринную функцию используется наиболее часто, поскольку дает положительный эффект в довольно короткие сроки, т.к. именно нервные сенсорные пути являются самыми восприимчивыми. Снижение тревожности и уменьшение болевых ощущений связано с повышением производимости гормонов радости и покоя. Подобное влияние актуально как для снижения головной боли, причиной которой является нервное перенапряжение, так и при физических травмах (в исследовании, когда подавался небольшой электрический разряд, участники прослушивающие музыку практически не чувствовали дискомфорта, тогда как остальные отмечали существенный уровень боли).
Оказание общего расслабляющего эффекта на организм снимает мышечные зажимы, причиняющие боль, помимо этого расслабленные мышцы более адаптивно реагируют на болевое воздействие, расступаясь и амортизируя давление, тогда как напряженные оказывают сопротивление, чем усиливают боль.
Музыка улучшает работу сердца и нормализирует давление, что достигается путем расслабления пережатых сосудов и синхронизации работы органов. В принципе все заболевания органов имеют одну общую черту – это изменение ритма работы, восстановить который можно прослушиванием музыки имеющей схожие волны и ритмы для здорового состояния органа.
Определенные звуки (особенно колокольные) способны разрушать вредоносные вирусы и бактерии. Но также некоторые звуки способны разрушать клетки самого организма. Поскольку каждый орган вибрирует и работает в своем ритме, а также каждая клеточка в нем, то музыкальные вибрации могут либо являться определенным оздоравливающим массажем для них (ведь эти вибрации проникают глубоко в тканевую структуру), либо разрушающим молотом. Проводя исследования звучания человеческого организма на вибрационном уровне, были выявлены схожести со звучанием мелодий (ДНК похожи на индийские храмовые мантры, а раковые клетки звучат сходно с траурными маршами).
Выбирая, что слушать и в каком количестве, мы сами либо оздаравливаем, либо окончательно добиваем свое физическое и психическое состояние, причем не только на внешнем уровне, но на клеточном.
Влияние музыки на детей
На детский организм оказывает не только самое мощное воздействие, но является формирующим фактором для развития всех систем органов и восприятия окружающей действительности. Она является фактором, расширяющим потенциальные возможности личности, так дети, постоянно слушающие классическую музыку, начинают говорить быстрее своих сверстников, им доступно большее количество звуков для произнесения, они уже в детском возрасте хорошо владеют интонационной передачей смыслов.
Влияние музыки на детей начинается не с колыбельных и звуков мира за окном. А еще когда ребенок находится в утробе, что закладывает силу нервной системы, позволяет синхронизировать процессы внутренней работы (так же как у взрослых, стой лишь разницей, что для взрослых актуальна нормализация работы сбившегося органа, а для плода актуально его формирование, что является залогом здорового рождения).
Музыкальное воздействие отлично справляется со снятием тревожностей и страхов у детей, когда не подходят логические доводы о безопасности подкроватного пространства, а колыбельные являются лучшим седативным и снотворным препаратом. Они настраивают волны работы мозга на гармоничное течение, провоцируют расслабление мышечного напряжения. Со стороны нервной системы, именно музыка является природным и эффективным методом коррекции личностных и эмоциональных проблем у детей.
В первые годы жизни особенно важным является подобрать вместе со специалистом подходящее музыкальное сопровождение, поскольку оно помогает ребенку быстрее и органичнее адаптироваться в незнакомом мире. Кроме этого, снижается воздействие негативных последствий рождения или беременности. Особенно при кислородном голодании в анамнезе.
Музыка способствует стимуляции выработки необходимых ферментов, повышает активность нервных путей и всего организма, что обычно снижено при недостаточном питании тканей кислородом. Неврологические нарушения возможно скорректировать, прибегнув к музыкотерапии, но тут не стоит ждать быстрых результатов, как успокоения от медленной мелодичной музыки, скорее понадобится годичная музыкотерапия. Цифры не столь большие с учетом абсолютного природного воздействия и активизации собственных сил организма, вместо медикаментозного лечения, к тому же это вполне можно включить в естественный ход будничной жизни.
Естественно есть противопоказания, как в выборе композиций, так и в особенностях ребенка, при тяжелых заболеваниях, судорожных припадках и повышенном давлении лучше отказаться от музыкального воздействия, а скорректировать острое состояние, воспользовавшись консультацией врача.
Влияние музыки на развитие ребенка
Ребенок начинает воспринимать мир звуков с пятнадцатой недели внутриутробного развития, а к двадцатой фиксируются проявления активности к музыкальному воздействию, содержащему мелодию и ритмику. Именно с этого возраста и начинается воздействие музыки на развитие ребенка, непосредственным влиянием на частоту дыхания и мышечный тонус, а эти показатели являются ведущими в формировании правильного функционирования соматических и психических особенностей. Насыщение и питание тканей кислородом способствует их полноценному формированию для чего необходимо снижение мышечного напряжения при помощи классической музыки. Любителям рока стоит готовиться к гипервозбудимости ребенка, его агрессивности и нервности. Прослушивание матерью (а соответственно и ребенком в утробе) классических и других гармоничных произведений оказывает положительное влияние на формирование высокого интеллекта, закладывает ускоренное развитие речевых способностей.
Что касается рекомендаций, то есть общие о том, что музыка должна быть мелодичной и сбалансированной, без низких частот и резких звуков, но в любом случае не стоит следовать предписаниям статей, рекомендующих определенное произведение, если реакция ребенка на него негативная. Дети тонко чувствуют потребности своего организма и знают, что является для них благом, а что разрушительно – поэтому экспериментируйте и ставьте ту композицию, которая нравится малышу. Со временем возможно узнавание знакомых мелодий ребенком, находящимся в утробе, обычно он успокаивается, замирает, засыпает.
Для дошкольников музыка актуальна в развитии памяти и мозговых функций, неоценима при проблемах с речевым аппаратом и концентрацией внимания, нервно-психическом напряжении. Помимо коррекции музыка развивает интеллект, логическое и пространственное мышление, способствует формированию целостной и зрелой личности. Творческие способности ярче проявляются у детей, знакомых с музыкой с детства, а также у них формируется врожденный эстетический вкус (таким малышам обычно не приходится рассказывать о сочетаемости и уместности одежды и поведения, а чувство такта у них врожденное).
Личность, имеющая контакт с музыкой не только развивается быстрее и гармоничнее, но легче справляется с кризисными эмоциональными моментами (будь то возрастные кризисы или событийные моменты нарушения привычной среды).
Музыка предоставляет нервной системе различные варианты реагирования, а также плацдарм для экологичного проживания скопившихся эмоций, что повышает адаптивность и устойчивость.
Источник: