Типы конфликтов

Типы конфликтов. Современные социологи и конфликтологи классифицируют конфликты, как правило, по субъекту противодействия, то есть по индивиду или общности субъектов, которые выступают в качестве оппонентов в конфронтации. Кроме того, конфликты также группируют по природе зарождения, по степени выраженности, по используемому способу разрешения и т.п. Поскольку ежедневно личность сталкивается с индивидами, имеющими разное воспитание, систему ценностей, взгляды, установки, цели, темперамент, конфронтации неизбежны. На одинаковые высказывания разные индивидуумы могут реагировать неодинаково. Поэтому мало знать способы разрешений противоречий, важно также учитывать типы и причины конфликтов для возможности своевременного анализа ошибок участвующих в противостоянии оппонентов и принять грамотное решение.

Основные типы конфликтов

Бесспорным является утверждение, что всякому субъекту приходится неоднократно сталкиваться с ситуациями конфронтации. Конфликтное противоборство обнаруживается в деятельности абсолютно всех социальных коллективов, групп, институтов, во взаимодействии людей.

Поэтому можно выделить четыре стержневые типы конфликтов личностей:

— конфликт, проистекающий внутри личности;

— конфронтация, возникающая между индивидами;

— противостояние между индивидом и коллективом;

— противоречие, возникающее между группами.

Внутриличностным конфликтом принято считать внутреннее состояние неудовлетворенности личности каким-нибудь обстоятельством его существования, связанным с противоречащими друг другу стремлениями индивида, интересами, потребностями, порождающими стрессы и аффекты. При внутриличностных конфронтациях участвующие стороны – это различные факторы внутреннего содержимого личности, часто являющиеся противоположными: потребности, ценности, цели, чувства, а не другие личности.

Межличностным противостоянием именуется трудноразрешимое противоречие, которое вызывается несовместимостью взглядов людей, расхождением их интересов, несхожестью целей и потребностей. Описываемый тип конфронтации считается наиболее распространенным. Проявляется он в разных условиях неодинаково. Так, например, в организациях межличностная конфронтация может быть спровоцирована борьбой за ресурсы: производственные площади, рабочую силу, материальные средства. Каждый их противоборствующих соперников считает, что раз наблюдается дефицит ресурсов, то он должен приложить всевозможные усилия, чтобы убедить начальство отдать имеющиеся ресурсы именно ему.

Межличностная конфронтация проявляется как столкновение индивидов. Так как люди имеют различные черты характера, обладают несхожими взглядами и ценностями, то часто они ладить друг с другом не в состоянии. Межличностное противостояние чаще возникает в ходе профессионального взаимодействия людей.

В зависимости от мотивационного аспекта конфронтации выделяют следующие типы межличностных конфликтов:

— противоборство как агрессивная реакция, зарождающаяся в ответ на блокаду потребностей в свершении важных целей трудовой деятельности;

— конфликт, возникающий в качестве агрессивной реакции на блокировку личностных потребностей, имеющих прямую связь с производственной деятельностью;

— конфронтация, связанная с соблюдением норм, принятых в организации, возникает, когда личные конфликты, характеризуемые несовместимостью ценностей, убеждений отдельных сотрудников организации, которые не имеют непосредственной связи с процессом производства;

— противостояния между субъектом и коллективом зарождаются, когда индивид занимает позицию, кардинально отличающуюся от воззрений группы. В ходе функционирования группы формируются групповые стандарты, правила поведения, которым необходимо следовать всем участникам. Принятие либо непринятие субъекта группой обеспечивается соблюдением им групповых норм.

Кроме того, ряд психологов в зависимости от реальности противостояний или их ложности выделяют такие типы межличностных конфликтов:

— подлинную конфронтацию, которая существует реально и адекватно воспринимается;

— случайное либо условное противостояние, зависящее от меняющихся условий, что адекватно осознается участниками не всегда;

— смещенный конфликт, являющий собой неявное, но являющееся глубоким противоречие;

— неверно приписанную конфронтацию между участниками, которые ошибочно понимают и истолковывают проблемы;

— латентное столкновение, то есть пока не существующее в открытом виде (неосознаваемое участниками);

— ложный конфликт возникает вследствие ошибок восприятия или толкования, то есть под собой объективных факторов не имеет.

Межгрупповой конфликт возникает между разными коллективами, между малыми группами, находящимися в составе одной большой общности, между отдельными субъектами, представляющими интересы группы. Часто вследствие различия устремлений функциональные группы в составе организации начинают конфликтовать между собой.

Человеческие противостояния неизбежны, поэтому нужно изучить типы разрешения конфликтов, которые позволят выбрать оптимальную поведенческую стратегию в ситуации конфронтации и эффективно решить проблему.

Р. Килменн и К. Томас выделили следующие типы разрешения конфликтов: конкуренция (соперничество), уклонение, приспособление (адаптация), сотрудничество и компромисс.

Конкуренция подразумевает удовлетворение, в первый черед, собственных потребностей и интересов за счет притеснения интересов участников конфронтации, вынуждая соперников принимать то решение, которое подходит индивиду.

Уклонение можно наблюдать тогда, когда субъект собственные права не отстаивает и не сотрудничает с участниками противостояния для выработки единого решения проблемы, другими словами, уклоняется от принятия решения.

Приспособление выражается в совместных действиях, при которых участники не ведут борьбу за собственные интересы. Данный тип поведения не подходит для использования в ситуациях, когда одна сторона поступается интересами, а другая – не собирается этого делать.

Сотрудничество является наиболее результативным типом разрешения противоречий. Также это наиболее сложный тип поведения. Реализация его предполагает понимание обоих участников конфронтации предмета и причины конфликта, наличие возможностей совместно находить новые альтернативы для выработки приемлемых для всех участников компромиссов.

Компромисс подразумевает некоторую уступку в удовлетворении персональных интересов всех участвующих сторон.

Типы социальных конфликтов

Под понятием «социальный конфликт» часто социологи подразумевают ситуации, которые предполагают несовпадение интересов субъектов, вследствие чего они, защищая такие интересы, сталкиваются между собой.

Понятие и типы конфликтов

Социальным противостоянием именуется открытая конфронтация, размолвка двух либо более субъектов коммуникативного взаимодействия, основанием для которой являются взаимоисключающие ценностные ориентиры, противоположные потребности, несовместимые и противоречивые интересы.

Ниже приведены основные типы конфликтов личностей:

— конфронтацию, то есть неактивное противостояние участников, характеризующихся противоречивыми социально-экономическими интересами или несовместимыми политическими мотивами (предполагает прессинг и наличие неустранимых разногласий);

— соперничество, предполагающее борьбу за признание социумом, коллективом, организацией собственного творческого потенциала и личных достижений (цель конфронтации в этом случае обнаруживается в демонстрации превосходства, достижении лучших позиций посредством преодоления престижных целей);

— конкуренцию, которая подразумевает получение прибыли, выгоды либо обеспечение доступа к недостаточным ресурсам или дефицитным благам;

— схватку, подразумевающей ориентацию оппонентов исключительно на достижение победы, в связи с непримиримостью их разногласий.

Социальные конфронтации и противостояния являются неотделимой частью социального бытия индивида. В проблему они трансформируются исключительно вследствие неконструктивного управления ими либо в результате полного отсутствия управления. Общие принципы и адекватная стратегия управления социальным противоречием, типы и причины конфликтов, обуславливают конструктивный либо деструктивный исход противоборства.

Ключевое значение противостояния содержится в деятельности индивидуумов в пределах отдельной более обширной системы взаимосвязей, которая может разрушиться либо наоборот укрепиться, под воздействием конфронтации.

Типы конфликтов в организации

Люди, работающие в различных организациях, компаниях, учреждениях, между собой неодинаковы, вследствие чего они воспринимают обстоятельства профессионального функционирования по-разному. Отличие в восприятии провоцирует зарождения несогласий в установках и расхождений в позициях.

Понятие и типы конфликтов

На предприятиях конфликты обусловлены противоречием между сознательным поведением одной оппонирующей стороны и интересами другого участника.

Принято считать, что руководители, в среднем, затрачивают приблизительно 20% собственного рабочего времени на регулирование конфронтаций и их разрешение. Для эффективно управления столкновениями, проистекающими в ходе взаимодействия субъектов, следует знать, какие конфликты бывают, типы конфликтов примеры их, пути возникновения и разрешения.

В зависимости от факторов, провоцирующих возникновение ситуации конфронтации, социологи выделяют следующие типы: столкновение целей, расхождение во взглядах, конфликт чувств.

При конфликте целей участники процесса по-разному представляют ожидаемое состояние организации в будущем. Расхождение во взглядах, противоречивость идей, несходные средства, используемые для решения проблем – представляют собой второй тип. Разрешение конфликтов этого типа требует большего временных затрат, нежели разрешение проблемы, вызванной несхожестью целей. Третий тип зарождается в ситуациях, когда стороны характеризуются неодинаковостью чувств и эмоций, образующими основу их взаимоотношений друг с другом.

Конфликтологи и управленцы современности сходятся во мнении, что всякое противостояние в пределах организации не обязательно будет нести разрушающую функцию (деструктивное противостояние). Часто в организациях конфликты имеют положительный эффект. Такие конфликты именуют конструктивными. Даже, когда они негативно воздействуют на коллектив, мешают удовлетворению потребностей и в целом достижению целей компании, все равно конфликты несут положительный аспект, например, способствуя раскрытию разнообразия точек зрения, выработке более оптимальной производственной стратегии.

Типы поведения в конфликте

Найти двух одинаковых индивидуумов, имеющих абсолютно тождественные привычки, вкусы, аналогичные интересы, поэтому между индивидами в ходе любого продолжительного взаимодействия будут возникать разногласия, столкновения, противоречия, ситуации конфронтации.

Такие ситуации могут вредить существующим взаимоотношениям и одновременно обогащать их, способствовать взаимопониманию и укреплению доверия.

Чтобы успешно преодолевать существующие конфронтации, необходимо учитывать типы конфликтов примеры конфликтного поведения, стили поведенческого реагирования в ситуациях противостояния.

Зачастую, люди ведут себя в конфликтных ситуациях единственно привычным для них способом, поскольку даже не подозревают, что можно действовать по-иному, так как не знаю других способов разрешения проблем.

Психолог К. Томас группировал все способы поведенческого реагирования ситуациях конфронтации по двум главным критериям, а именно устремленность личности отстаивать персональные интересы (то есть напористость) и устремленность индивида на признание интересов другого субъекта (кооперация). Базируясь на приведенных критериях, он выделил пять главных типов поведения ситуации конфронтации: конкуренция или соревнование, улаживание или приспособление, уклонение или избегание, сотрудничество и компромисс.

Каждый из описанных типов поведения характеризуется наличием плюсов, равно как и негативных черт, может отвечать требованиям одной ситуации и абсолютно не соответствовать другим.

Кроме того, людей в соответствии с их поведением в конфликтах можно разделить на «мыслителей», «практиков» и «собеседников».

Мыслители отличаются осторожностью в словах и действиях, они больше уделяют внимания продумыванию стратегии собственного поведения, выстраиванию сложной структуры доказательств своей правоты и несостоятельности оппонента.

Практики следуют правилу: лучшей защитой является нападение. Они склонны недооценивать исход конфронтации из-за действенности собственных побуждений, стремления любыми путями достичь нужного результата.

Собеседникам присуща коммуникабельность, вследствие чего они восприимчивы к из­менениям в эмоциональном настрое партнера. Поэтому они пытаются сгладить своевременно возникшее недоразумение, минимизировать напряженность в отношениях.

Источник: psihomed.com

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.