Психосинтез – это одна из ветвей трансперсональной психологии, представляющая интеграцию нескольких подходов и нашедшая применение не только в психотерапии, но и в системах обучения, использующих интегральный подход, который также применяется как действенный метод самостоятельного изучения и развития собственной личности. Основой данной концепции является теория психосинтеза Ассаджиоли, не являясь новым результатом исследования или изобретения, однако представляет собой объединение нескольких различных школ психологии. Взяв наиболее созвучные собственным идеям и действенные методы психоанализа, юнгианства и других направлений, и соединив их, была получена новая система, позволяющая человеку самостоятельно проводить анализ своей личности, ее потребностей и производить корректировку и перестройку.
Психосинтез Ассаджиоли
Принципы психосинтеза включают первоначальное познание себя на глубинном уровне, присвоение контроля над составляющими собственной личности, дальнейшее создание нового высшего объединяющего центра для всех личностных структур и перестройка общей картины или отдельных частей в соответствии с новым центром. Высокая эффективность подхода наблюдается в терапии психосоматики и схожих нарушений, основой которых является внутренний конфликт субличностей, поскольку основная цель психосинтеза направлена на осознание происходящих внутренних процессов и установление более гармоничных отношений внутренних частей человека между собой. Подобная работа с частями, именуемыми субличностями, начинается со знакомства с каждой из них, принятия ее такой, какая есть на данном этапе, после чего следует трансформация, нахождение нового соответствующего места, интеграция в единую структуру и синтез нового.
Теория психосинтеза Ассаджиоли включается в себя взаимоперетекающие задачи, начиная от постижения своей истинной сущности (высшей, центральной), поиск гармонии через это знание и последующее выстраивание гармоничных отношений и адекватного взаимодействия с внешним миром и окружающими людьми. Происходит это путем исследования и открытия собственного бессознательного опыта и таящихся там качеств, высвобождение подавляемых призваний и желаний. Впоследствии начинается кропотливая работа по присвоению высвободившейся подавляемой энергии, умению ее контролировать, путем отождествления себя с каким-то качеством или феноменом или разотождествления. При открытии всех качеств собственной личности, происходит неизбежное смещение центра, перестраивание ориентиров и возникает необходимость в гармоничном соединении всех составных частей (известных и вновь открытых, как оцениваемых позитивно, так и внушающих ужас).
Подобные трансформации затрагивают как внутренний мир, так и внешние его проявления. Невозможно открыв истинный свой талант и осознав высшее предназначение в его реализации не начать двигаться по этому пути во внешней жизни. Подобные стремления и поиски не являются самоцелью, но служат показателем наличия качественного контакта различных личностных частей с реальностью, показывая целостность и неразрывность проявления человека. В случае несоответствия установления контакта с окружающими людьми внутреннему ощущению или неадекватности производимой деятельности можно говорить о потере контакта с одной или несколькими субличностями, неэффективной жизненной стратегии.
Основная направленность психосинтеза – это формирование новой или реконструкция прежней личности на основании новых открывшихся возможностей и вокруг нового образовавшегося центра. Для того чтобы лучше представить как работают принципы психосинтеза, стоит обратить внимание на модель личности в данной концепции.
Роберто Ассаджиоли выделял в личности низшее бессознательное (жизненно важные инстинкты, самые сильные и животные энергии, яркие эмоции – является источником творческого вдохновения и патопсихологических состояний, эйфорический состояний и кошмаров), среднее бессознательное (зона преобразования неосознаваемых процессов в осознаваемые, где происходит своеобразная формулировка зреющих для проявления на сознательном уровне процессов и чувств), высшее бессознательное (инстинктивное стремление к самосовершенствованию, парапсихические процессы, неосознаваемые и неконтролируемые проявления гуманности и героизма, стремления к высоким чувствам). К сознательной части относится поле сознания (та часть, которую человек способен осознавать), сознательное Я (видение себя со стороны, самовосприятие), высшее Я (истинная сущность человека, возвращение к которой происходит из всех остальных состояний). Отдельное место отводится коллективному бессознательному, представляющему своеобразную незримую связь всех бессознательных частей различных людей между собой, вне зависимости от местонахождения и эпохи (т.е. связь с опытом каждого ныне живущего и всех умерших предков).
Взаимодействие всех этих частей обычно у людей происходит неконтролируемо, а под влиянием установок общества, полученных травм, наложенных запретов, появляются преграды для свободного протекания энергии и гармоничного взаимодействия всех уровней и субличностей.
Психосинтез своими техниками позволяет наладить природное течение энергии и раскрыть полный потенциал психической энергии, заложенной в человеке.
Техники психосинтеза
Чтобы познать личность и определить ее составляющие компоненты необходимо проанализировать все, что предоставит сознание и бессознательное, чтобы потом разграничить присущие личности элементы и навязанные из вне, определить степень развитости имеющихся и недостающие. Для этого используют технику разотождествления и работу с субличностями.
Разотождествление направлено на отделение истинной сущности человека от элементов, не имеющих к ней отношения. Сюда относятся оценки общества, которые человек начинает воспринимать как внутреннюю реальность (когда педагог называет ученика тупым, формируется образ себя глупого и утрачивается способность к стремлению и проявлению интеллектуального потенциала) или же длительное пребывание в определенной роли заставляет в восприятии слиться с ней (так, люди сливаясь с болезнью, называют себя диабетиками, или, погружаясь в материнство представляются как мама Мишеньки). В подобных ситуациях происходит работа над пониманием, что присвоенные элементы могут быть лишь составной частью личности, но не могут быть ее основной характеристикой. Отделившись от подобного восприятия себя через роль, психологически у человека появляется выбор оставить подобный конструкт, если он приносит пользу или убрать его из своей действительности не только на психическом уровне. Отождествление своей личности с ограниченными проявлениями приводит к быстрой потери стабильности, поэтому необходим поиск долгоиграющих характеристик или развитие способности переключаться между несколькими.
Работа с субличностями предполагает похожее взаимодействие, но только не отдельным элементом или характеристикой, а с целым набором качеств, складывающихся в довольно самостоятельный образ. Примерами подобных образов могут служить социальные роли, предполагающие множество нюансов и отличий, но сочетающихся в одном человеке (любящий отец семейства будет проявлять сочетание качеств определенно отличающихся от начальника отдела). И именно взаимодействие эти субличностей между собой оказывает непосредственное влияние на состояние человека (тот у кого, субличности жены и любовницы прекрасно ладят между собой, не ощущает проблем, у кого же они конфликтуют, рискует оказаться в клинике с неврозом). Именно работа с конфликтующими субличностями представляет основную ценность, но в некоторых случаях (когда субличность нежелательна или разрушительна) происходит ее отстранение, подобно разотождествлению с качеством. Причем оценку важности той или иной субличности должно производить истинное Я человека, а не мнение психотерапевта или предусмотренные обществом правила и нормы. Задача же терапевта, разотождествления и диалогов между субличностями в том, чтобы услышать стремления истинного Я и гармонизировать работу окружающих частей (налаживая контакт, перемещая, дистанцируя или удаляя).
Важным приемом в психосинтезе является ведение тетради для анализа собственных состояний и поступков, поскольку записи помогают отследить особенности каждой субличности, а также время и причин ее выхода наружу и активизации. Часто эмоциональные реакции, как и поведенческие детали забываются, считаются случайными, а ведение записей позволяет сложить все это в единый образ.
Психосинтез требует постоянно анализа своей личности, меняющихся тенденций и течений ее развития, поскольку невозможно отредактировать состояние и работу единожды и навсегда. Развиваясь и меняя потребности. Соотнося свое текущее состояние с уровнем развития навыков каждый раз необходимо вырабатывать или корректировать путь дальнейшего развития.
Источник: