Малыш познает окружающий мир с помощью органов чувств. Запахи, звуки, форма, цвета и вкусовые ощущения — все это ребенок замечает впервые в жизни. С помощью методики раннего развития Марии Монтессори поможем малышу в этом нелегком деле.
Суть методики Монтессори
Монтессори-метод предлагает ребенку проходить путь познания вместе с мамой. Для этого маме не нужно, урывая время от сна и отдыха, готовить сложные развивающие пособия. Достаточно поместить ребенка в «подготовленную» среду и понаблюдать за ним. Малыш самостоятельно выберет материал для занятия и будет «работать» с ним столько времени, сколько посчитает нужным, развиваясь в собственном темпе, соответственно своим способностям и желаниям.
Среди современных методик раннего развития метод итальянки Марии Монтессори, первой в истории своей страны женщины-доктора и педагога, занимает отдельное место. Мария сумела по-особому взглянуть на природу ребенка и процессы его развития.
Идеи Монтессори легли в основу целостной образовательной системы. Исключительно хороши они своей гибкостью, возможностью легко приспособить разработанные ею приемы к условиям и особенностям национальной системы образования разных стран.
По мнению последователей М. Монтессори, для того чтобы развиваться, детям нужны простые предметы из повседневной жизни: природные материалы (песок, камешки, плоды и семена растений, ракушки), предметы быта (ложки, миски, банки с завинчивающимися крышками для хранения круп, прищепки), украшения и аксессуары (бусины, пуговицы, разноцветные ленты) и др. Все, что малыш может безопасно для себя рассмотреть, пощупать. Важно, чтобы эти предметы были разными по ощущениям, по звуку, цвету, вкусу и запаху.
Исследуя свойства предметов, способы их использования, дети постепенно развивают абстрактное мышление — сравнивают, анализируют, самостоятельно выделяют цвет, форму, величину, качество. Рассказывая взрослым о том, во что они играют, что делают, малыши учатся говорить так, чтобы окружающие их понимали. Все, что прожито в самостоятельной деятельности, считают специалисты, эффективнее развивает ребенка, будит его воображение и фантазию.
Идеи для развивающих занятий
Предлагаем вам несколько развивающих игр для детей от 2 до 5 лет из практически бездонной игротеки, которую предлагает метод Монтессори.
Игры с водой
Водолей
Для игры потребуется кувшин с водой, миска, поднос, тряпочка. Предложите малышу перелить воду из кувшина в миску медленно, стараясь не проливать на поднос. В том случае, если ребенок пролил, пусть сам тряпочкой вытрет капли. Пусть пробует переливать воду из чашки в чашку. При переливании в узкое горлышко пластиковой бутылки предложите вое пользоваться воронкой. Для поддержания интереса к занятиям с водой попробуйте окрасить воду акварельными красками.
Тонет — не тонет
Возьмите две миски: одну заполните водой, другую — пробками. Предложите ребенку перекладывать пробки из одной миски в другую — с водой. На собственном опыте маленький исследователь убеждается в том, что пробка не тонет. Подготовьте и другие предметы (камешки, лист бумаги, маленькие деревянные предметы). Так, играя, ребенок будет сравнивать, какие из предметов тонут, а какие остаются плавать на поверхности.
Капли
Малышу понадобится пипетка, стакан с водой, блюдце, губка. Работа с пипеткой поможет ребенку понаблюдать, как капает вода.
Подбери по цвету
Возьмите стакан с водой, окрашенной в желтый цвет. Предложите малышу отыскать в комнате предметы такого же цвета. Если предметы небольшого размера, можно их принести и положить на стол рядом со стаканом воды желтого цвета. Ребенок с помощью взрослого совершит открытие о многообразии оттенков желтого цвета.
одна из любимых игр маленьких детей — это игра с водой; метод Монтессори предлагает вам множество вариантов развивать свою кроху легко и непринужденно
Сортировка
Косточки и зернышки
Собранные в разное время года косточки от вишен, сливы, персика, хурмы, яблока положите в миску. Дайте задание малышу рассортировать их по видам. В качестве коробки-классификатора подойдет обычный пластиковый контейнер, в котором хранились куриные яйца. Сортировать можно и другие предметы, например, камешки. Они привлекают детей различной формой, цветом, величиной. Определить качество поверхности камешков, гладкий или шершавый, ребенок сможет на ощупь, например, закрыв глаза.
Предметы природного и рукотворного мира
Выложите на подносе семена, камешки, перышки, мелкие игрушки, например, из-под киндер-сюрприза. Затем попросите малыша рассмотреть все предметы и потрогать. Предложите ему помочь вам отобрать все природные материалы и положить их в верхнюю часть коробки-классификатора (упаковки от яиц), а в нижнюю — предметы, которые созданы руками человека.
Разноцветные пуговицы
Для игры следует подготовить три пластиковых контейнера с крышками красного, желтого и синего цвета. Крышки необходимо снять и положить каждую возле контейнера. В отдельном контейнере лежат разноцветные пуговицы. Предложите ребенку сортировать пуговицы трех цветов, раскладывая их в емкости, рядом с которыми находятся крышки соответствующих цветов. Вместо контейнеров можно взять жестяные банки из-под кофе, сделать на крышке (красного, желтого и синего цвета) прорезь такого размера, чтобы через нее ребенок мог опустить пуговицу в банку.
Звучащий мир — шумовые коробочки
Вам потребуются три пары коробочек (из-под киндер-сюрпризов или от фотопленки) с сыпучими веществами внутри (песок, камешки, крупа). Важно, чтобы шумы отличались друг от друга. Предложите ребенку взять одну из коробочек, встряхнуть, прислушаться. Затем, поочередно встряхивая у правого уха оставшиеся, найти коробочку с таким же шумом.
метод сортировки можно применить абсолютно к любым предметам — от бытовых до пищевых
Игры со звуками
Угадай предмет по звуку
Для этой игры возьмите пустую жестяную банку из-под кофе и набор мелких предметов (например, монеты, ключ, ватные шарики). Вместе с ребенком рассмотрите предметы, затем попросите его закрыть глаза. Положите один из предметов в банку, накройте ее крышкой и потрясите. Малыш по звуку должен отгадать, что именно находится в банке.
Звуки кухни
Подберите предметы посуды (кастрюли с крышками, металлическая и деревянная ложки, чашка с блюдцем, тарелки и др.), которые издают звуки. Вместе с ребенком прослушайте эти звуки. Разложите предметы на столе и попросите малыша закрыть глаза. Произведите звуки с помощью одного из этих предметов. Пусть ребенок определит источник звука.
Бумажные звуки
Продемонстрируйте ребенку некоторые действия, которые можно совершить с бумагой (например, газетой): скомкать ее, порвать, порезать. Попросите малыша прислушаться к производимым вами звукам. Повернитесь к ребенку спиной и повторите какое-либо действие. Затем, предложите ему на слух определить, что именно вы делаете. После этого поменяйтесь с ребенком ролями.
Звуки, которые производят продукты
Подберите продукты, при жевании которых создаются различные звуки (например, морковь, огурец, картофельные чипсы, орехи). Попросите ребенка закрыть глаза и определить по звукам, что именно вы жуете. Затем предложите то же самое сделать ребенку, а сами отгадайте, что жует ваш малыш.
Развитие моторики пальцев
Заполните большую емкость (или коробку из-под обуви) наполовину перловой и овсяной крупой. Погрузите какие-либо предметы (маленькие игрушки, формочки, шишки, камешки, бусины, пуговицы) в крупу, обозначьте цветной ленточкой «маршрут» поиска и дайте задание найти предметы, спрятанные в крупе, на песке. Возьмите поднос, насыпьте в него песок (или манную крупу). Предложите ребенку что-либо нарисовать (дождик, домик, цветок). Это можно сделать палочкой или пальчиком. Пусть малыш расскажет, что он нарисовал. Детям пятого года жизни можно предложить написать на песке букву или слово. Взрослый при этом произносит звук или слово четко и понятно.
Видео
Игры Монтессори дома вместе с мамой просты и естественны. Они не требуют специальных игрушек. Все, что находится в ближайшем окружении, мама может использовать в совместной с ребенком познавательной деятельности. Эти игры развивают ощущения, восприятие, мелкую моторику рук, совершенствуют мыслительные процессы, способствуют самостоятельности ребенка, укрепляют чувство уверенности в собственных силах и улучшают взаимопонимание между взрослыми и детьми.
Источник: